Home » НОВОСТИ » Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах, а также черты личности ребенка, которые опасны с точки зрения возникновения наркозависимости

Страницы

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) осуществляется по телефонам: 8-800-2000-122 (детский телефон доверия, бесплатный звонок с любого телефона, помощь окажут профессиональные психологи); 8-495-637-70-70 (служба экстренной психолого-психиатрической помощи для пострадавших при чрезвычайных ситуациях); 8-495-624-60-01 (центр экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета).

Помощь

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Козлова Татьяна Владимировна Телефон:(846) 332-29-91 Факс:(846) 332-29-91Адрес:Самарская обл, г.Самара E-mail:samara@rfdeti.ru Web-сайт:http://samara.rfdeti.ru Информация о приеме: Адрес: 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210 Порядок приема граждан: По средам по адресу — г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210. Запись по телефону: (846) 332-29-91

Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах, а также черты личности ребенка, которые опасны с точки зрения возникновения наркозависимости

Травля в школе. Информация для родителей

(по материалам «Методические рекомендации  по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах».

Екатеринбург, 2014 г.)

Травля или буллинг  – довольно распространенное явление в наши дни. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента:

  1. агрессивное и негативное поведение со стороны одного или нескольких лиц по отношению к жертве,
  2. систематичность такого поведения,
  3. существенный перевес в соотношении сил,
  4. умышленность.

Две основные формы буллинга:

  1. Физический буллинг– умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;
  2. Психологическийбуллинг– насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:
  • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
  • обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
  • запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для

того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

  • изоляция(жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);
  • вымогательство(денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
  • повреждение и иные действия с имуществом(воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
  • кибербуллинг– унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

 По каким признакам можно заподозрить буллинг?

Физическое состояние и поведение ребенка:

  • У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).
  • Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями.
  • Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
  • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
  • По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры.
  • Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
  • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
  • Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров».

Отношения со сверстниками:

  • Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему,

требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

  • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
  • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
  • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
  • Ребенок часто проводит время в одиночестве и исключен из компании сверстников. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в группе.
  • В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
  • Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел записать.
  • Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочетприйти).

Школа или любое другое детское учреждение:

  • Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
  • Ребенок старается держаться рядом со взрослым.
  • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
  • Боится или не хочет идти в школу.
  • Убегает из учреждения.
  • Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
  • Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко проводит время в гостях у одноклассников.
  • Нет ни одного друга в учреждении, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).

 Что делать, если Ваш ребенок подвергается травле в школе?

Прежде всего, обратиться к классному руководителю. Но надо быть готовым к тому, что ваши взгляды на ситуацию могут не совпадать. Чаще всего учителям известно, что в классе происходит травля кого-либо из учеников, но они либо стараются не замечать этого, либо ситуация их устраивает. Важно понимать,  если в классе есть авторитетный учитель, который не приемлет насилия, буллинга не будет (по крайней мере, до наступления подросткового возраста).

Если  Вы уверены, что Ваш ребенок подвергается систематическим издевательствам в школе, а классный руководитель не хочет принимать мер, необходимо составить заявление на имя  директора школы с требованием разобраться и предоставить ответ в письменном виде, а если реакции не будет, обратиться в департамент образования.  В школе должен быть выработан план порешению ситуации и  предотвращению таких случаев в дальнейшем, направленный не на наказание и изобличение обидчиков (которое может усугубить ситуацию), а на то, чтобы дети понимали, что такое травля и какие разрушительные последствия могут быть для всехкто в ней участвует или просто наблюдает.

Важно так же позаботиться о психологическом здоровье ребенка, который подвергался издевательствам. Для этого необходимо обратиться с ним к психологу, например, в центр социальной помощи семье и детям по вашему району. Если Вам важно сохранить анонимность, Вы можете получить консультацию психолога по телефону, позвонив по одному из бесплатных номеров:

8 800 2000 122 – всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей;

8 800 100 21 15 – горячая линия экстренной психологической помощи.

Подростки и наркотики

 Черты личности ребенка,которые опасны с точки зрения возникновение наркозависимости:

Инфантилизм (когда ребенок привык к тому, что все возникающие трудности разрешают родители.В результате подросток оказывается неспособным справиться с обычной проблемой).

Внушаемость (отсутствие критической переработки поступающей информации). Нужно учить ребенка отличать ложь от правды, и как действовать в ситуации, когда отличить трудно.

Неумение справляться со стрессом. Наркотик может служить способом ухода от проблем и неприятных переживаний. Задача взрослых – учить ребенка не пасовать перед трудностями. Ребенок перенимает поведение родителей, поэтому прежде всего нужно научиться самим справляться с собственными проблемами.

Любопытство. Наркотики выступают для подростков в качестве запретного плода, который, как известно, сладок. Задача воспитывающих взрослых – сделать из “запретного плода” “плод подгнивший”. Вместо запугивания и запретов предоставить ребенку максимум информации о природе наркотиков, о воздействии их на мозг и тело, о формировании зависимости, о том, каким образом и с какой целью происходит вовлечение подростков в наркоманскую субкультуру. Чтобы разговаривать с подростком на равных, взрослые должны сами обладать всей необходимой информацией.

Если родители подозревают, что ребенок употребляет наркотики, в семье можно наблюдать типичные способы реагирования:

  1. Отрицание проблемы. “С моим ребенком этого произойти не может”. Родители долгое время остаются в неведении, в то время как болезнь прогрессирует.
  2. Запугивание, нотации. “Ты испортил нам жизнь, ты – позор семьи…” В результате доверие между родителями и ребенком окончательно разрушается, т.к. вместо помощи родители демонстрируют только отвержение. Кроме того, подросток – наркоман пользуется тем чувством вины, которое возникает у родителей в данной ситуации.
  3. Паника. “Это конец! Это смерть! Что же делать?!” Страх не позволяет родителям трезво разобраться в ситуации и найти пути решения. Ребенок, видя панику родителей, может избавиться от собственного страха при помощи наркотиков.
  4. Упреки. “Я все для тебя – а ты…” Чувство вины убивает волю к жизни, что особенно опасно в ситуации наркомании.
  5. Подкуп. “Если ты бросишь, мы купим тебе то, что ты хочешь”. Таким образом формируется потребительское отношение к жизни и к родителям в частности.

 Чем могут помочь родители своему ребенку – подростку.

  • Рискните узнать правду о том, что происходит в вашей семье. Старайтесь вести себя так, чтобы ребенок не боялся говорить вам правду: контролируйте свои эмоции, не спешите наказывать, не демонстрируйте свою ранимость и беспомощность. Поговорите о волнующей вас проблеме откровенно. Даже если сейчас ребенок не расскажет вам правды, у него останется возможность попросить помощи, когда он будет к этому готов.
  • Постарайтесь сохранить доверительные отношения в семье. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда вам кажется, что он меньше всего ее заслуживает. Критикуйте поступки, но не личность; не допускайте сомнений ребенка в том, что вы его любите. Говорите “на равных”: “Мы оба можем ошибаться. Каждый имеет право на ошибку”. Говорите о собственных чувствах, вместо критики говорите о том, что вы чувствуете.
  • Ребенок должен чувствовать, что вы готовы развиваться, меняться, ошибаться вместе с ним.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка: его интересами, его друзьями, его успехами – всем тем, что на самом деле важно для подростка, а не только школьной успеваемостью.
  • Учитесь решать свои проблемы, не подключая в этот процесс ребенка. Важно принять ответственность за свою собственную жизнь; понять, что она зависит не от него, а только от вас. Чтобы ребенок становился лучше, нужно подать ему пример. Научитесь меняться сами – только в этом случае что-то может измениться в вашей семье.
  • Не замыкайтесь в своей проблеме. В случае необходимости обратитесь к специалисту. Поделитесь своими опасениями с близкими людьми – не оставайтесь со своими страхами в одиночестве.

 Источник: Профилактика наркотизма: теория и практика. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого.- Самара: ГУСО «Перспектива», 2005.

 

DSC07789

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Директор школы

КАРМАНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

DSC07789

эл.адрес:savrush_sch_phvy@samara.edu.ru тел.88465657639

Телефон доверия!

DSC07789

DSC07789

Опросы СП д/с "Пчелка"

Удовлетворены ли Вы организацией образовательного процесса в Вашей группе?

Загрузка ... Загрузка ...

Опрос школы!

Устраивает ли вас качество питания в школе от нового поставщика?

Загрузка ... Загрузка ...

Счетчик посещений

Центр социальной помощи семье и детям г.Похвистнево Адрес:Российская Федерация, Самарская область, Похвистнево г., Гагарина улица, 3-А Телефон: 8(84656)25694 8(84656)23374

Тел.8(84656)22893

Горячая линия по вопросам деятельности общеобразовательной организации и пресечения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся в ОУ Телефон: 8(84656)2-28-93